Идея написать историю тайных отношений Nintendo и Sony была у меня всегда, но лишь сейчас я сподобился исполнить начертанное.

Наверно нет ни одного верного геймера, который бы не знал Хиронобу Сакагучи… и, в той же мере, не знал бы Кена Кутараги.

В основном эта история про них.

Все, что написано дальше — вымысел.

Как-то Хиронобу Сакагучи по делу познакомился с Кеном Кутараги (скорее всего они познакомились опосредованно, то есть через лидеров компании Nintendo — ну… тогда был не Сатору Ивата… в целом я не помню!) И… Кен, на тот момент, был президентом Sony в отделе видеоигр (это чушь, конечно).
Тут нужно дать огромный и развернутый ответ, что тогда из себя представляла индустрия видеоигр и тот прорыв, который совершил Кен. Но давать не буду! Это долго, надо описывать индустриальное течение (разницу между Америкой и Японией и.т.д.) опишу лаконично! Кен был ЕДИНСТВЕННЫМ человеком, который предложил миру японскую консоль европейского уровня.

И началось.
Почему поссорились Nintendo с Sony сказать нельзя (но скорее всего проблема крылась в эстетическом восприятии развития бизнеса, впоследствии это будет иметь огромное влияние на Sony и скажется на всем, но потом доскажу).
Они рассорились и Sony выпустила PlayStattion, которая с легкостью побила все консоли того поколения.
А теперь к Square!
Первоначально Final Fantasy VII разрабатывалась для SNES (ее начали создавать еще в 1994 году), но потом Кен сумел убедить Хиронобу сделать свою игру эксклюзивом для PlayStation (таким образом сделав ее Systemsellers). Именно Final Fantasy VII была одной из причин купить PlayStation.
И вот тут… проблема! На тот момент Хиронобу имел в компании Square решающий голос, и он сумел перетянуть большинство членов Square (но не всех!) на свою сторону, они «покинули» Nintendo. Покинули выделено в кавычках потому, что они там и не состояли, но они были связаны дружбой и общим делом.
И вот этот момент очень важен! Потому, что я думаю эти два момента связаны!
Конфликт Sony и Nintendo, и конфликт (блин, как же звали тогда президента Nintendo??) с Хиронобу — связаны!
Скорее всего в процессе идеологической борьбы, был расторгнут многомиллионный контракт, но Хиронобу поддержал идеи Sony, а не Nintendo.

Но теперь вернемся к началу.
Что же на тот момент из себя представляла идея Sony и почему Хиранобу выбрал их?
На тот момент, Sony были чистыми идеалистами (этот тон задавал Кен, тот еще псих). Он сумел убедить всех разработчиков, что Sony будет японской консолью европейского уровня (не в ущерб ауре Японии и их разработчиков).
Ему это удалось и все так и было!
Более того! Final Fantasy это ЕДИНСТВЕННАЯ JRPG европейского стандарта. И сам Хиранобу на тот момент был интернациональным идеалистом (это такой человек, который рос в одной среде, но с легкостью 80-х аккумулировал ауру другого восприятия). Потому Final Fantasy обладала уникальной аурой, но при этом была европейской.
И все шло хорошо!
У Final Fantasy всегда был свой стиль и так было и дальше.

А потом сразу произошло несколько одновременных событий, которые никто (частично) никто не контролировал.
Это новая эпоха, начало 2000. Смена стиля, новое восприятие, отношение.
Это в целом, а дальше у кого как пошло.
Кен замутил проект с PSXSquare начали запускать фильм Spirit Within.
Тут начались (на деле) первые проблемы.
И кто бы как ни хвалил Final Fantasy X, на деле, она стала (многие ее элементы) стали жертвой этих столкновений (всего вместе).
Я не зря писал про Кена и PSX и про Sony и про Square.
Но по порядку.
Для начала надо уяснить, что на тот момент: Кен — это синоним всей Sony (ее видеоигрового направления).
И в этом и суть.
Из всего прошлого текста ясно, что Кен и Хиронобу близкие друзья, а Final Fantasy и вовсе красная линия всей жизни Sony (при Кене).
Если кто-то спросит: а факты?
А их нет!
Есть лишь теория! Ведь Sony и Nintendo рассорились, Square с Final Fantasy уходят к Sony. Далее Кен всячески напирает на Final Fantasy: Advent Children и ремейк Final Fantasy VII (в рекламе к PS3). А после ухода Кена с поста, Final Fantasy становится рядовым сериалом.
Но это просто как ряд умозаключений.
Теперь вернемся к началу 2001, когда Кену был нужный мощный эксклюзив и им должна была стать Final Fantasy X.
Square не были независимы ни при Nintendo, ни при Sony (несмотря на то, что при них были разработчики, сами они, как издатели, получали лицензии от Sony). Но Кен все напирал.
И в команде было разное видение того, как должна выглядеть японская RPG нового поколения для европейцев (а так всегда было с Final Fantasy) в отличие от Start OceanSuikoden (те никогда ни под кого не подстраивались, но и не имели такой мощной поддержки от Sony).
И вот тут и началось!
Хиронобу Сакагучи на тот момент, словно протрезвел (а может быть радикальные решения Кена не нравились). Он давил на этнику (Хиранобу), а часть команды Square по другому понимали свой путь на Запад.
Жертвой стала Final Fantasy X, это очень хорошая и интересная игра, но местами она безумно кривая. Словно Square самих от себя корежило.
И как не силился Хиронобу в своем понимании огромных ценностей, он ничего с собой поделать не мог. Он словно не был честен до конца.
Final Fantasy X-2 избавлена от этой нечестности.
Но!
Блин…
Может и тяжело будет понять мои аналогии с группой Pink Floyd, но в целом были там два типа — Гилмор и Уотерс и каждый из них тянул на себя.
НИ ОДИН ИЗ АЛЬБОМОВ не был плохим, ни Final Cut (чистый Уотерс) ни Division Bell (чистый Гилмор).
Но на обоих альбомах явно видно отсутствие другого.
И вот Final Fantasy X-2 это все равно что любой из альбомов (но только ОДИН) Pink Floyd, а Final Fantasy X — это кривая попытка их соединить, а они никак не хотят (эти люди) соединяться.
Final Fantasy X-2 безумно честная и гладкая игра!
НО!
Без Сакагучи — она лишена (как и все последующие Final Fantasy) почерка!
Она НЕ плохая, и во многих моментах превосходит кривые потуги Final Fantasy X быть честной (и возвращается к ранним Final Fantasy: поиски сокровищ, неожиданное исследование мира, очень гармонично).
НО БЕЗ Хиронобу (и не помню был ли там Нобуо) без этих людей это НЕ ТО.
Это все равно, что требовать от Final Fantasy XIII-2 понравится среднему фанату Final Fantasy.
Несмотря на то что мне все это понравилось!

И вот Кен напирал (была целая новая эра видения hi-tech нового мира, и в нем Final Fantasy должны была выглядеть соответственно, именно потому Final Fantasy XIII такая в дизайне), чуваки из Square выясняли отношения, а потом Хиронобу ПОНЯЛ!
Он понял, почему Sony и Nintendo в том далеком 80-х поссорились!
Из-за этой долбанной эстетики!!!
Но почему Хиронобу поверил Кену?
Да потому что Кен раньше был другим, а Nintendo остались себе верны.

Но Хиронобу не стал себя мучать и плюнул на все, и создал свою собственную компанию MistWalker (утянул в свою эстетику и Нобуо).
Но тут и была беда. В 80-х Хиронобу имел решающий голос, и сумел утянуть многих с Nintendo на Sony, сказав, что за ними будущее (смесь технологий и денег Sony, и творчества Square). Он сказал им, что они смогут создать новую концепцию игрового видения JRPG на Западе (так и вышло, другой вопрос, что потом от Sony ничего кроме технологий не осталось).
Но когда он собрался покидать Sony (то есть на деле Хиронобу не собирался уходить из Square, он хотел, считая себя главным, что они все вместе должны уйти снова к Nintendo).
Но тут и началось! Он не имел больше такого влияния, а сам Номура, увлекшийся Compilation of Final Fantasy VII (Это целый набор игр типа Crisis CoreDirge of Cerberus, а также мультики и фильм, он был режиссером), его не понимал (на тот момент).
Это, кстати, не плохо!
Мне очень нравится и Advent Children, а также уверен, что игры хорошие.
Короче, Сакагучи никого кроме Нобуо не смог убедить.
Есть игровые журналисты, которые неверно считают (мне так кажется), что Хиранобу соблазнился на деньги Microsoft.
Дело НЕ В ДЕНЬГАХ, дело в эстетике!
Конечно, мне могут возразить. Как же не деньги. Ведь The Lost Oddessey была эксклюзивно для Xbox 360.
Так-то так, но она стала эксклюзивом не потому, что Хиронобу продался, а потому что… а ЧТО БЫЛО ДЕЛАТЬ?
Хиронобу создал свою фирму и что?
На тот момент в море было лишь ТРИ крупных консоли на которые он мог выпустить игру.
PS2PS3 (отпадает)
Wii (отпадает, или из-за мощности или из-за обид Хиронобу и Сатору).
Xbox360!
Так что остался лишь Xbox360!

А что же было дальше?
После ухода Хиронобу и Нобуо все вообще пошло никак.
За руль встал Тетсуя Номура (очень хороший человек с европейским видением японских RPG, именно он режиссировал Advent Children, сумел сделать такой единой Kingdom Hearts, и окончательно в единой ауре соединил японское и европейское, это ОН оказал решающее влияние на The World Ends With You).
И все бы было хорошо (и БЫЛО!) фильм Advent Children супер продажи Crisis Core на PSP и вообще Final Fantasy НАШЕ ВСЕ, как Halo все американского Xbox.
НО БЛИН!!
Тут случилось ДРУГОЕ НО!!
Кена уволили.
А НАШЕ ВСЕ (все Final Fantasy) , БЫЛО ЛИШЬ для Кена (из-за дружбы).
С уходом Кена изменилась политика Sony.
Но как же это связано?
Все по порядку.
Кен был идеалистом, держащим все под контролем единолично, после его ухода все изменилось
Но это не все!
Sony на тот момент стало терпеть убытки, связанные с видеоиграми и…
Вот это все и изменило.
Нет! Дело не в деньгах!
НО ВСЕ ЭТО ВМЕСТЕ.
Кен был психом, он мог сквозь пальцы на ущербы смотреть, а вот иные люди нет.
Иное отношение к политике Sony в видеоиграм и отсутствие идеалистов сказалось на всем Sony рынке.
Больше с Final Fantasy так никто не носился (с 2007 года никто с Final Fantasy как с нашим ВСЕ не носился).
И на этом и начались проблемы Тетсуи.
Он очень способный и мог бы возродить сериал, но нет психа Кена и вообще.
Политика Sony сейчас ближе к европейскому рынку, чем японскому, это сказывается на всей эстетике.
Ну и все!

Ах да!
Я не упомянул про слияние Square с Enix (от которой им досталась tri-Ace).
Но в целом слияние носило характер попытки удержать гармонию. После того как компанию понесло вразнос (в плен эстетики), когда никто не знал как найти гармонию, это была последняя попытка (слиться с классической японской компанией производившей НЕ европейские RPG) удержать понимание тонкостей.