Эх… я откладывал и откладывал, но надо писать.

В общем, с появлением в моей коллекции картриджа R4 для Nintendo DS жизнь стала лишь тяжелей. Ну, и раньше висели десятки игр, это не говоря про те, которые вообще должен пройти любой псих считающий себя геймером: Super C, Dune, Golden Axe 3 и так далее. А теперь вообще кошмар! Ведь ко всем этим проектам прибавились игры и с Nintendo DS.

Собственно, по этой же причине я не покупал раньше данный картридж. Собственно, саму консоль я купил давным-давно и ради одной игры – Final Fantasy 3, тогда она только-только вышла. Но ни ее, ни другие игры, кроме Trauma Center: Under the Knife я так и не прошел.

И вот, спустя почти двадцать лет! Как у Дюма, в его жалких книжонках, я играю в эти игры.

Но что же мне принесла судьба? Перст указал на…

Phoenix Wright: Ace Attorney — Justice For All.

О да! Известный проект, вроде вторая часть.

О чем же она? В данном проекте вы выступаете в роли… черт… описывать эту игру для всех, кто знает – бред сумасшедшего. А кто не знает и кого вообще игры не интересуют, ну… вряд ли они это читают.

В общем, вы играете за авокадо и боретесь с курами.

Главная проблема Phoenix Wright: Ace Attorney — Justice For All исходит из главной сути данной игры. Расследование. Улики. Что ведет к огромной проблеме взаимоотношения с игрой. Или нахождения с ней общего языка.

Эту проблему отмечал еще Антон Л. в L.A. Noire. Когда он сказал, что детектив не делает то, что ты ожидаешь от него при соответствующих выборах.

Да… так оно и есть.

Да, никто вам не мешает перепробовать все варианты, но из этого вытекает и другая проблема – полное отсутствие реиграбельности. В Phoenix Wright: Ace Attorney — Justice For All нет никакого смысла играть еще раз. Нет никакого смысла перепроходить ее, как ряд других игр, которые вы проходите дабы найти нечто новое или ради самого геймплея.

Эта игра, как какая-нибудь настольная игра-детектив: она на один раз.

Теперь, когда мы покончили с тем, что как бы и нафиг не нужно, можно поговорить о самой игре! А она сделана довольно круто. Ну… круто, если вы ее поймете.

Искать логические связи, применять улики, изучать их, все это при помощи стилуса. Сделано круто! Хотя в оригинале она выходила лишь для GBA и лишь в Японии…

Но главная проблема Phoenix Wright: Ace Attorney — Justice For All в том, что игра играет сама в себя. И логика составных вещей становится понятна от конечного итога, а не наоборот. Такая же хреня была с подсказками к паролю в Tales of Destiny. То есть, вы не пытаетесь вывести из деталей общее, а пытаетесь из общего понять логику деталей.

С одной стороны, в этом есть смысл: все расследования происходят на базе предположений и ассоциаций. Эта одна сторона.

Но другая сторона подразумевает реализацию этого.

Компьютерные игры, где в основе всего будут ассоциации и наборы представлений вокруг них, всегда тяжело реализуются. Это не настольная игра с живыми людьми, где вообще можно обсуждать что угодно.

Впрочем, честно говоря, если рассуждать глубже, то ассоциации и рассуждения без конкретики в Phoenix Wright: Ace Attorney — Justice For All реализованы хорошо. Просто они именно и построены все на ощущении попытки построения из догадок.

Но тут проблема может быть в другом. Сама по себе верность суждения о чем-либо не обязательно связана для игрока с логикой всего происходящего. И в итоге получается то, что можно назвать: игра играет сама в себя.

Да, этот аспект Capcom пытались решить за счет вариативности выбора в уточнении контекста. Но сама эта вариативность выбора уже подразумевает наведение на мысль для игрока. И это не говоря о том, что часть вариантов видимый бред, а в связи с тем, что в игре нет вариативности, то и сами варианты все равно ведут к началу диалога.

Тут надо сказать две вещи.

Во-первых, с философской точки зрения само существование какого-либо разговора о выборе, о том, что это такое, уже означает его отсутствие. Равно как и диалог о Настоящем.

А во-вторых, ну… это же игра, и с геймдизайнерской точки зрения, разработчики сделали все, что могли. Ну… убрали бы они этот контекст и… игре пришлось бы вообще все самой объяснять? А каким образом можно объяснить контекст так, что бы он был понятен игроку – непонятно.

То есть, это все отсылки к старым темам про игрока, общий язык с игрой и так далее.

Все всякого сомнения, что Phoenix Wright: Ace Attorney — Justice For All – отличная игра и там хватает находок! Которые смотрятся даже круче, чем в играх серии Nancy Drew. Однако… игра не просто очень часто играет в себя, но и она так или иначе понуждает к тому, что бы играть в себя.

С одной стороны, это очень плохо. Но с другой… как уже было отмечено выше, из разнородных выводов и фактов… если бы этого не было, то это бы сильно испортило общий фан, ведь найти общий язык с игрой почти невозможно, и Capcom решили сложить весь фан в иллюзию расследования дел, где в реальности все выстроено заранее.

То есть… вы все понимаете, все знаете, но вы никогда не сможете выстроить дело в любом порядке, лишь в указанном, где все должно быть объяснено в правильном порядке.

А это, извините, полный бред!

Разумеется, это просто игра. И крутая игра.

Но… с одной стороны я бы хотел, чтобы там вообще не было сохранений между делом, только между главами или подглавами, лучше, разумеется, лишь между главами; и еще, что бы там не было некой ограниченности по продвижению событий вперед. Все дело в том, что события в Phoenix Wright: Ace Attorney — Justice For All двигаются строго тогда, когда вы точно соберете все, что надо, выясните все, что надо. И потому завалить дело невозможно. Никакое.

А с другой стороны… в игре настолько сложно найти общий язык, так тяжело ей объяснить, или скорее наоборот – ей тяжело тебе объяснить, как правильно ей что объяснять, что игра бы просто превратилась в кошмар.

Это и просто кошмар. Но ситуации, где все надо делать в верном порядке и строго как надо – больший кошмар.

То есть, если бы в Phoenix Wright: Ace Attorney — Justice For All все было так, как я описал, то это было бы круто! Но это был бы геймдизайнерский ад!

Именно потому в игре присутствуют очень простые цепочки последовательности действий, они как бы знакомят вас с пониманием игры, или скорее настраивают на интерфейс, с которым вам надо взаимодействовать. Выглядит глупо, но без этого никак. Особенно в квестах.

Однако… беря любую игру, чтобы оценить, геймер должен задать себе лишь один единственный вопрос: интересно ли в нее играть?

И да, в Phoenix Wright: Ace Attorney — Justice For All очень интересно играть. Интереснее, чем в 75% вообще всех игр другого жанра, а благодаря специфике разработчиков, она интереснее игр схожего жанра почти в два раза.

При этом игра отнюдь не детская. В ней вам предстоит постоянно расследовать убийства, и не просто убийства, а жуткие. Тут множество драм, которые в современном мире медиа: кино и книгах обставлены безмерно претенциозно.

Но Phoenix Wright: Ace Attorney — Justice For All – игра старой школы…

Эх… старая школа. Как Джо из Друзья: Родина.

Where everybody knows your name…

Да… все потуги современных сценаристов – бред сумасшедшего, перечитавшего неких историй и дружащего со всеми ЛГБТ активистами.

Да одна история из Phoenix Wright: Ace Attorney — Justice For All круче всех их.

Тут стоит кое-что сказать под конец, про сами истории.

Ну, начать можно с того, что они все были разгаданы мной задолго до конца, ну, просто я переиграл в сотни игр, прочитал сотни книг и могу вообще представить все, что угодно.

Однако! Нельзя сказать, что сами истории простые или разработчики не старались. Даже наоборот – как было мной сказано ранее: Phoenix Wright: Ace Attorney — Justice For All даже среди аналогичных жанров лучше многих остальных, где все истории плюс-минус однообразны, мотивы поняты и все довольно броско и поверхностно.

Что же в итоге?

В итоге интересный проект… желание назвать эту игру Игрой Года… но… те проблемы, которых не могло не быть.

То есть… это как и в случае с Legend of Heroes: Trails in the Sky. Данной игре не хватило чего-то, некой целостности, в музыке, картинке. Там хороший сюжет, геймплей и постановка. Но вот… отсутствие верной картинки и музыки очень сбивает с толку. Именно потому я никак не мог понять, что же это за игра… вроде это же как у Square… а глянешь на общую картину – хрень какая-то. Это очень сбивает.

При этом под «хорошей графикой» я не подразумеваю какую-то особенную мощную картинку. Тут дело в целостном подходе.

Не хватило того, что было у Square.

А в случае с Phoenix Wright: Ace Attorney — Justice For All – данной игре не хватило… а вот чего именно не хватило вы узнаете в конце.

Да, они по-прежнему будут соперничать за Игра Года. Ведь даже несмотря на свои недостатки играть в них очень интересно. Это игры, к которым хочется возвращаться и в которые хочется играть.

На деле весь этот текст вообще не нужен и не имеет никакого значения, но потерпите еще немного.

Итак.

И да… я очень часто в последнее время пишу подобное, но… Phoenix Wright: Ace Attorney — Justice For All тоже перетянута!

Да, дел всего пять. И это здорово. Но последнее длиннее почти в два раза! И потом, это касается не только ощущения геймплея или того, что игра наскучивает, но и некого общего ощущения.

Игра очень теряет от этого.

Я бы вообще хотел, чтобы Phoenix Wright: Ace Attorney — Justice For All закончилась на том месте, где Феникс читает записку Майи под музыкальную тему, отказывается быть адвокатом и идут титры. Все. Ничего не говорится ни о судьбе Майи, ни о Мэтте, ни о суде.

Это и круто с точки зрения постановки и в плане геймдизайна: игра не кажется заваленной.

К тому же… разрушается некая аура самого геймплея.

Ведь… в чем суть и основа Phoenix Wright: Ace Attorney — Justice For All? В том, что вы распутываете дело, понимаете суть вещей и спасаете своих клиентов.

А тут-то что распутывать? Какую суть? Уже всем все ясно, нет геймдизайнерской мысли.

Да, можно сказать, что… остался ведь сюжет!

Но это же не Visual Novel!

Я не знаю с чем сравнить это ощущение. Но вот представьте: вы играете в Contra, проходите уровень, два… это яркий shoot ‘em up, в каждой геймдизайнерской мысли.

Но тут… на третьем уровне начинается Visual Novel, где вам объясняют на словах, картинках, как Билл и Ланс побеждали пришельцев.

Может быть тут дело в вариативности и ее важности?

Но в этом-то и проблема! В Phoenix Wright: Ace Attorney — Justice For All нет вариативности, как я уже писал выше. И если будет очередное дело, с очередным судом, то… это просто будет квестовое дело, где надо подобрать переменные для… того, чтобы… узнать то… что все… знают и так! Где в этом логика?

Это не Action\Adventure, где даже все зная вам придеться еще пройти уровень на своем игровом мастерстве. Phoenix Wright: Ace Attorney — Justice For All не требует никакого мастерства.

Вот почему Phoenix Wright: Ace Attorney — Justice For All не просто перетянута! А вообще ДОХРЕНА ПЕРЕТЯНУТА.

Последнее дело растянуто на 5-6 подглав! 5-6! И в них вообще нет никакого смысла. То есть… в них был бы смысл, если бы это как-то влияло на общий ход мысли героев. Но в том-то и дело, что это никак на него не влияет.

Все дело превратилось в сплошной фарс. Таким способом Capcom не просто перетянули игру, не просто испортили весь геймплей, но и завалили всю постановку.

Да, только эти разработчики так и умеют.

И все же… как послесловие ко всему вышесказанному…

Вот. Тут стоп. Теперь можете забыть весь этот текст. Ну да! На деле он вообще не имеет никакого смысла, мне надо было просто очередной номер журнала сдавать. А теперь…

То… если бы все было не таким, каким было, а таким, каким должно было быть… по моим представлениям… то да…

Это была большая загадка для меня. Что в игре столько того, что сделано не так. Пока я не увидел, кто стоял за всем проектом. Да… это Синджи Миками.

И когда я это увидел, то до меня разом все дошло!

Да болт он клал на все это и что мне там кажется, и как там «надо». Да там вообще никто не старался как «надо». Потому что все это чушь собачья!

Все противоречия геймплея сошлись вместе. Даже сама перетянутая концовка, ради самой концовки.

Она перетянута и любой геймер это скажет. Потому что это игра. Но только Миками-то пофигу на это. Никто и не собирался работать над геймплеем, ведь это бы по-любому привело к усложнению. Но убрать геймплей полностью было нельзя… ну… это ведь ИГРА!

Именно этого и «не хватило»… игре… хотя я и не могу сказать что «не хватило». Ведь никто и не собирался ничего делать. Да… с точки зрения игры это плохо… но… лично для меня, в играх, все же, есть много более важные вещи, чем геймплей или ее составные.

Дошло до того, что после того, как я поставил оценку в 9.5 баллов – было решено… вообще ее убрать.

Обычно я всегда прост в оценках и никогда не ошибаюсь в них для себя, так как все оценки всегда привязаны к тем параметрам, которые всегда четко определены.

Но в этом и суть: Любая игра, которая обладает качественными наборами свойств получит от меня высокую оценку, но не любая игра, получившая высокую оценку становится Special One.

Вот почему, все мои выкладки и разговоры об игре не имеют смысла и все это можно забыть. Эта игра еще из 2002 года, когда и можно было сделать подобное. И эту игру создавал Миками. Вот и все. Игра, когда на сам геймплей был положен огроменный меч Данте. И в некотором роде нельзя сказать, что это было зря.

Кто-то может быть и поспорил с тем, что в игре же есть геймплей! Но в Реальности… его там… нет… вот почему и все мы рассуждения о том, каким же образом Capcom реализовывали игру – не имеют смысла.